Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Основа твоего стабильного будущего - это...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Братский Педагогический колледж"
Год основания1988 г.Язык образованияРусский

Педагогический дуэт

Педагогический дуэт
Педагогический дуэт

03 ноября 2020 г.

Текст

 

Система наставничества заслуживает самого пристального внимания как способ адаптации и профессионального становления молодого специалиста. Наставничество – это поддержка молодого учителя на пути развития собственного потенциала, а также выбора и профессионального становления в определенной сфере. Наставник обеспечивает соответствующее сопровождение, делится опытом, знаниями и поддерживает подопечного способом, который является эффективным и результативным. Технология «Педагогический дуэт» является ярким примером педагогики сотрудничества, способствующей самореализации молодых педагогов и формированию у них необходимых навыков в практической деятельности с помощью опытных наставников. Практика подтвердила высокую эффективность данной формы кооперации педагогического труда. Педагогический дуэт при определённой подготовке способен решать сложные организационно-педагогические, психолого-педагогические и методические проблемы, возникающие в работе с детьми. Опыт показал, что педагоги не только учатся друг у друга специфическим технологиям, методам и приёмам, но и создают новые, более продуктивные. Они помогают друг другу понимать особенности детского мышления и подбирать соответствующий учебный материал. Совместная работа создает атмосферу творческого поиска. Она побуждает коллег точнее оценивать конкретную ситуацию в классе и принимать оптимальные решения. Технология совместной работы построена на том, что в зависимости от поставленных задач, педагоги попеременно выполняют в ходе учебного занятия роли ведущего педагога и помощника, обеспечивая, таким образом, широкий спектр дифференциации и индивидуализации в обучении. Большое значение для успешной работы дуэта приобретают взаимозаменяемость и взаимоконтроль. Разные точки зрения педагогов на содержание деятельности детей, возможно противоречивые в начале совместной работы, обычно приходят к общему решению путем поиска компромисса и сближения профессиональных позиций. Вот почему в настоящее время технология педагогического дуэта успешно используются в

Педагоги с опытом, обладающие багажом методов работы, способных анализировать содержательность и результативность педагогической деятельности, ее последствия и жизненную ценность, зависит успешность молодого специалиста и его желание оставаться в этой профессии. Сегодня очень важно поднять статус наставника, ибо уже в недалеком будущем многие из них в рамках национальной системы учительского роста будут занимать должность «педагог-наставник»!

30 октября 2020 года педагогическая гостиная Школы передового опыта пригласила познакомиться с достижениями начинающих педагогов и их наставников.

Ежегодно кадровый состав Братского педагогического колледжа пополняется новыми педагогами. Большинство из них – педагоги, не имеющие опыта работы в системе среднего профессионального образования (воспитатели ДОУ, учителя школы, выпускники вузов, преподаватели-совместители). Примерно 1-2% из них составляют молодые специалисты. Перечисленные категории педагогов можно отнести к группе «начинающие педагоги». Педагоги проходят адаптационный период и осваивают новые условия деятельности, приобретают новые профессиональные компетенции. Сопроводительную функцию на этих этапах становления педагога могут и должны играть опытные педагоги-наставники колледжа.

Наставничество обусловлено следующими факторами: начинающие педагоги сегодня несут те же обязанности, что и их более опытные коллеги с самого начала своей трудовой деятельности; имеющиеся формы работы с начинающими, как правило, не предполагают индивидуализированного подхода к таким специалистам; современное законодательство пока не регулирует процесс наставничества ни в производственной, ни в педагогической деятельности; наставничество там, где оно существует, регулируется лишь на уровне локальных актов профессиональной образовательной организации. Как результат до 30% молодых педагогов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы исчезает наставничество как педагогическое явление.

Наставники в колледже подбираются из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Как правило наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств: коммуникабельностью, педагогическими навыками; профессиональными знаниями по специальности, личным желанием исполнять роль наставника. Преподаватель-наставник оказывает теоретическую и практическую помощь, способствует раскрытию творческого потенциала молодого преподавателя, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Опыт работы в качестве наставника дает возможность трансляции опыта, передачи знаний позволяет уберечь квалифицированных работников с большим педагогическим стажем от профессионального выгорания.

Наставническая практика в учреждении состоит из следующих этапов взаимодействия наставника и подопечного:

  • I-й этап – адаптационный на этом этапе определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал, проблемы умений и способностей подопечных;

  • II-й этап – основной (проектировочный) на этом этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. На данном этапе происходит так же выработка стиля наставничества и корректировка его профессиональных умений;

  • III-й этап – контрольно-оценочный определяется уровень сформированности профессиональных компетенций, корпоративной культуры и степень готовности подопечного к выполнению профессиональных обязанностей.

По окончанию срока наставничества (срок определяется договорным соглашением) составляется отчет как наставником, так и подопечным, после чего процесс считается завершенным. Одним из условий эффективного взаимодействия наставника и подопечного на всех этапах является обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку действий, результативность взаимодействия. Так же подтверждает факт сокращения сроков подготовки начинающих педагогов к аттестации на квалификационную категорию по должности, а также повышение уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью в течение периода осуществления наставничества.

Ключевыми факторами успеха данной технологии являются заинтересованность наставников в воспитании молодых кадров; желание молодых специалистов закрепиться в профессии и  добиться успеха; заинтересованность администрации в сохранении и преемственности поколений, аккумуляции и трансляции педагогического опыта в профессиональном сообществе на уровне организации.

Таким образом, наставническая практика решает комплекс актуальных задач для образовательного учреждения:

  • создание оптимальных условий «вхождения» в профессиональную деятельность начинающих педагогов;
  • обеспечение индивидуального сопровождения процесса становления начинающего педагога;
  • обеспечение системности профессионального становления начинающего педагога;
  • снижение риска «оттока» молодых кадров из ПОО;
  • обеспечение непрерывного обучения самих наставников;
  • обеспечение психологической составляющей обучения наставников студентов конкурсантов.

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей